Личный кабинет
Зарегистрироваться
Личный кабинет
Личный кабинет

Резерв мощности

Информация по вопросу оплаты резервируемой мощности


  1. Что такое резервируемая максимальная мощность (РММ)? Как она определяется?

Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.


  1. Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?

Речь идёт о проекте постановления правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.


  1. Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?

Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема. Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении. Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.

Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.


  1. Кого коснётся данное нововведение?
Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей.
Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:
  • РММ за текущий расчётный период составляет более 40% от величины максимальной мощности;
  • по всем 12 расчётным периодам, предшествовавшим текущему расчётному периоду, резервируемая максимальная мощность составляет более 40 % от максимальной мощности.

Таким образом, проектом предусмотрено, что если потребитель хотя бы единожды за последние 12 месяцев фактически потребил мощность более, чем на 60% от максимальной, то РММ в текущем расчётном периоде оплате не подлежит. 

Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности, а именно:

  • с 01.07.2020 до 01.01.2021 – оплате подлежит 5% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2021 до 01.01.2022 – оплате подлежит 10% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2022 до 01.01.2023 – оплате подлежит 15% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2023 до 01.01.2024 – оплате подлежит 20% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2024 до 01.01.2025 – оплате подлежит 60% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2025 – оплате подлежит 100% резервируемой максимальной мощности.

  1. Что сейчас необходимо делать потребителям, которые понимают, что у них есть неиспользуемый резерв мощности? Как можно оптимизировать расходы в связи с введением платы?

В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуги по передаче электрической энергии, потребителям рекомендуется заблаговременно оценить возможное влияние изменений.

В рамках проведения оценки специалисты АО «Томскэнергосбыт» готовы оказать услуги по экспертизе режима потребления, используя имеющиеся данные об объёмах потребления и документации о техническом присоединении, чтобы сделать расчёт прогнозируемой величины увеличения стоимости услуг в части оплаты максимальной резервируемой мощности.

Если отсутствуют или утеряны документы о технологическом присоединении, АО «Томскэнергосбыт» готов помочь с восстановлением документов или внесением необходимых изменений.

Также в интересах потребителей мы можем проконсультировать и подготовить проекты о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц.


  1. Что под собой подразумевает «перераспределение мощности в пользу третьих лиц»?

Потребитель может не просто отдать даром резерв, а провести переуступку мощности. Это позволит не только сэкономить на плате за резерв, но и принести некоторую прибыль от продажи мощности.  

АО «Томскэнергосбыт» может предоставить техническую информацию о величине максимальной мощности, которую один потребитель готов перераспределить, а другой приобрести.


  1. Можно ли самостоятельно получить данные услуги в сетевой организации?

В компетенцию сетевой организации не входит экспертиза энергопотребления. Между тем, это ключевое мероприятие, которое позволяет определить потребителям, необходимо ли им перераспределить мощность или нет.

При этом если потребителю необходимо сменить режим энергопотребления, АО «Томскэнергосбыт» может взять на себя полное юридическое сопровождение процедуры.


  1. На какой стадии находится изменение законодательства по РММ? Когда данное постановление может быть принято?

В настоящий момент проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии», разработанный Министерством энергетики России находится на заключительной стадии согласования и уже внесен в Правительство РФ. Вероятность вступления в силу указанных изменений до начала 2020 года оценивается как высокая.

Указанным проектом предусматривается введение с 01 июля 2020 года оплаты РММ в составе услуг по передаче электрической энергии для всех потребителей электроэнергии, кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей.

В соответствии с данными изменениями величина РММ энергопринимающих устройств потребителя будет оказывать существенное влияние на стоимость услуг по передаче электрической энергии и, как следствие, на конечную цену электрической энергии.


  1. Что будет, если наше предприятие не отреагирует на изменения?

В случае если компании оставят данный проект без внимания, то окажутся не готовы к тому, что с 01 июля 2020 года плата за услуги по передаче электрической энергии, а, следовательно, и конечная стоимость электрической энергии, вырастет. Отсутствие в бюджете компании достаточных денежных средств на оплату электрической энергии приведет к тому, что встанет вопрос: идти в банк за дополнительным кредитом или рискнуть и не оплатить счет? Последнее приведет к тому, что энергокомпании будут вынуждены инициировать введение ограничения режима потребления в отношении такой компании. Поэтому пока еще есть время компаниям необходимо успеть оценить для себя последствия вступления в силу такого Постановления, перестроить бизнес процессы, обеспечить достаточность денежных средств на будущий и последующий годы, а может быть попытаться заработать на перераспределении мощности.


  1. Кроме вас кто-нибудь оказывает подобные услуги? Если да, то кто и по какой цене?

Принятие данного проекта даст повод компаниям задуматься об энергоэффективности собственного предприятия, поэтому, возможно, большим спросом станут пользоваться уже предоставляемые энергосбытовыми компаниями услуги, например, по аудиту режима потребления электроэнергии или оформления технической документации. Прайс-листы компаний обычно содержат информацию о стандартных услугах, однако в случае энергоаудита цена зависит от конкретного объекта, его присоединенной мощности и других параметров, поэтому чаще всего является договорной. В свою очередь рекомендуем обращаться по вопросу оплаты резервируемой мощности непосредственно к энергосбытовым компаниям как к обладателям информации об объемах потребления электроэнергии, величине максимальной мощности потребителей и т.д.